Elite
Культовый космический симулятор с элементами стратегии от Acornsoft 1984 года издания. Изначально игра предназначалась лишь для компьютеров Acorn Electron и BBC Micro. Из-за высокой популярности игра была позднее портирована на другие платформы. Elite – название высшего военного ранга. Его игроки должны достичь, начав свою военную космическую карьеру с самых низов.
Своим появлением игра положила начало новому жанру космических симуляторов с элементами экономической стратегии. Совершая торговые операции, игроки наращивают финансовую мощь и тратят деньги на приобретение нового оборудования. Все ради бесчисленных побед в глубинах космоса. В основе успеха игры лежали несколько инноваций. Так, в комплект игры входила фантастическая новелла Роберта Холдстока под названием «Тёмное колесо», прочитав которую игроки могли узнать предысторию. Также игра одной из первых ввела на домашние компьютеры векторную трехмерную графику. Примечательна и свободная модель игры. Лежащий в основе генератор случайных последовательностей, используя минимальную память компьютера, способен построить настоящую вселенную в ее почти реальном многообразии. В игру вмещается 8 галактик с 256 звездными системами в каждой. Простая вычислительная операция дает на выходе 35 триллионов игровых комбинаций! Несмотря на более чем 25 - летнюю историю, игра до сих пор считается эталоном в своем жанре и одним из самых успешных проектов в истории компьютерных игр.
Сюжет
События в игре развиваются вокруг главной загадки - таинственной планеты Раксла (Raxxla). Место расположения планеты известно лишь бойцам отряда Elite, но они все вышли в отставку. Только пилотам этого отряда планета может открыть свои координаты. Таким образом, миссия героя – стать пилотом отряда Elite. Загадочная планета неспроста скрыта от глаз космических туристов. По легенде, с этой планеты можно отправиться в путешествие в любую точку вселенной. За долгие годы космических полетов геймеры всего мира изучили игровое пространство вдоль и поперек. Оказывается, в базе двухбуквенных сочетаний, используемых генератором случайных возможностей, отсутствовало сочетание XX (Raxxla). Это означало, что генератор просто не мог создать планету с таким названием. Один из отцов игры позднее подтвердил, что в оригинальной версии планеты действительно не было! Однако даже такие откровения никак не смогли опровергнуть слухи о ее существовании.
Геймплей
Главный герой игры – коммандер Джеймсон, космический торговец и пилот – имеет в распоряжении вооруженный космический корабль Cobra Mk.3 (большинство кораблей имеют «змеиные» названия). «Покупай задешево, продавай дороже», – таков девиз коммандера, и иначе нельзя. Ведь в запасе у пилота есть всего 100 кредитов и большое желание дослужиться до Elite. Действия игры начинаются на космической станции неподалеку от планеты Lave. Включаясь в экономическую деятельность, игроки должны зарабатывать кредиты и с умом тратить полученные средства на модернизацию корабля. Зарабатывать можно разными способами – торговать, охотиться за пиратами или стать одним из них, совершать заказные убийства, участвовать в военных миссиях, добывать металл из астероидов… Модернизируя свой корабль, игроки могут приобретать более мощное оружие, защитные комплексы, дополнительные грузовые отсеки, автоматическую систему стыковки и т.д. Для полета в другие галактики игроки могут приобрести недешевый галактический двигатель с одним единственным зарядом (привет от Воннегута!). Заслужить повышение звания (Mostly Harmless, Poor, Average , Above Average , Competent , Dangerous, Deadly, Elite) игроку можно, уничтожив как можно больше врагов. Если для первого звания их нужно убить всего два, то для звания Elite – 6400! Забавно, что создатели игры сами слабо верили в то, что какой-нибудь игрок сможет стать одним из Elite. Понимая это, они положили в комплект игры почтовую открытку. Тех, кто достигнет отметки в 6400, создатели просили отослать почтовую открытку в главный офис Acornsoft. По иронии судьбы, приемная офиса в скором времени оказалась забита ими до отказа…
Игра, фактически, не связывает жестким сценарием. Все время, свободное от выполнения несложных миссий, пилоты имеют возможность исследовать бескрайние просторы космоса. В своих межгалактических путешествиях игроки ограничены лишь запасами топлива. Стандартная заправка способна обеспечить кораблю продвижение на 7 световых лет. Если топливо закончилось, корабль может дозаправиться на любой орбитальной станции, которая есть у каждой планеты. Однако эта операция требует серьезных навигационных навыков. Если привести в соответствие вращение корабля с движением орбитальной станцией не так сложно, то, чтобы попасть точно в стыковочный порт, пилотам придется попотеть. Наличие на корабле специального оборудования позволяет заправить корабль непосредственно от звезды. Но задача эта не из простых. Долго находиться вблизи источника высокой температуры нельзя. Вокруг корабля также могут летать практически ничьи баки с топливом. От таких подарков судьбы нельзя отказываться, тем более, что разрушенным кораблям оно уже ничем не поможет. Участвуя в миссиях, которых в игре всего семь, игрокам предстоит спасать людей из умирающих миров, добывать всякие космические улучшатели, уничтожать станции инопланетян. Игра включает несколько дополнительных миссий для Галактического флота. Целями таких миссий может быть розыск и уничтожение украденного экспериментального корабля. Но нужно держать ухо востро! Враждебная раса таргоидов может заманить игрока в глубокий космос и спровоцировать его на заранее неравный бой…
Движок и графика
Принцип действия генератора случайных комбинаций предполагал прохождение определенного числа через фиксированный алгоритм и создание последовательности чисел, определяющей характеристики каждой планеты, к которым относятся расположение в галактике, цены товаров, имена и некоторые другие детали. Это позволило при создании игрового пространства компенсировать недостаток памяти в компьютерах. Однако генератор создал определенные проблемы – в игре есть много плохо расположенных систем, добраться до которых можно лишь через галактическое гиперпространство (7 и более световых лет!). Таким образом, игрок постоянно сам заманивает себя в ловушку…
Игра одна из первых позволила свободно двигаться в трехмерном пространстве. Будучи типичным представителем жанра научной фантастики, игра буквально завораживала прогрессивной технологией изображения, намного превосходя уровень развития техники в тот момент. В сравнении с распространенными тогда в играх каркасными моделями, векторный 3D был существенным прорывом в отображении космической иллюзии. Другое новшество, наряду с графическим прорывом, - трехмерный радарный щит. Эта система сделала возможным точное позиционирование объектов в сферическом пространстве, что крайне важно для космических симуляторов. Нужно отметить, что создатели уделили должное внимание проработке алгоритма вычисления названий планет и исключили из базы данных варианты названий с явно нецензурным характером. Так, например, была удалена целая галактика (!) под названием «Задница» («Arse» – анг.).
Скачать Elite (PC MSDOS версия)
Читайте еще: