Wolfenstein 3D (1992 год)
Wolfenstein 3D - игра разработана американской студией id Software и издана при поддержке компании Apogee Software, позже известной под именем 3D Realms, пятого мая 1992 для операционной системы MS-DOS и занимала целых 1,5 мегабайта свободного места на жестком диске, при этом на удивление общее прохождение игры занимало в среднем от восьми до десяти часов.
Хронологически игра является третьей в этой серии, ведь до нее можно было поиграть в Castle Wolfenstein и Beyond Castle Wolfenstein. Как и большинство тогдашних игровых проектов, эти две игры были плоскостными со стандартным видом сверху, а Wolfenstein 3D предоставлял возможность почувствовать инновационную и необычную для того времени геймплейную концепцию.
Сюжетно игра распределялась на шесть различных глав и была посвящена приключениям одного из самых эффективных американских шпионов времен Второй мировой войны - Уильяма Джозефа "Би-Джей" Бласковица, который не раз рисковал своей жизнью ради важной секретной информации.
Однажды во время выполнения очередного задания ему не повезло и он попал в плен к нацистам, но это его не остановило. Обезвредив часового камеры и вооружившись пистолетом, главный герой готов дать бой всем, кто встретится на его пути ради того, чтобы вырваться на свободу из старинного замка. Игра была далека от понятия "user friendly", ведь тогда вас не вели за руку, показывая где расположена ваша цель, не было ни карты, ни прицела у оружия, как в современных шутерах - все надо было искать самому, исследуя игровые уровни. Контроль за главным героем производился не стандартными клавишами W, A, S, D, а с помощью движений мышки: куда вы потянули или переместили ее - туда и пошел "Би-Джей", единственной клавишей, которая активно использовалась для открытия дверей в игре был "Space".
Для обороны или нападения Уильям пользуется четырьмя видами оружия: обычный армейский нож, пистолет Люгер, пистолет-пулемет MP-40 и тяжелый шестиствольный пулемет. Бласковиц может носить с собой только девяносто девять патронов, поэтому нужно было довольно метко стрелять, чтобы ненароком не остаться без боезапаса среди ожесточенной перестрелки. В начале каждого игрового уровня перед вами стояла обычная на первый взгляд задача - добраться до лифта, чтобы перейти на следующий этаж, но это не было так просто, как кажется. Сначала надо было найти один или два ключа, чтобы открыть специальные двери и враги не сидели на месте и всеми силами пытались уничтожить опытного шпиона.
Путешествуя локациями вам могли встретиться обычные немецкие овчарки, патрульные солдаты вооружены пистолетами, солдаты СС, но самыми опасными были офицеры и зомби-нацисты со встроенными в грудную клетку пулеметами. Все время следовало быть осторожным, ведь «Би-Джей" мог умереть только от двух враждебных выстрелов. Интересно, что враги не сидели на месте или не ожидали пока вы придете к ним, едва услышав какой-то выстрел, они сломя голову бежали на встречу или старались обойти главного героя с фланга. Для восстановления очков здоровья Уильям мог использовать "разбросаные" на уровне аптечки или пищу, кроме них при прохождении еще можно было найти различные украшения и драгоценности.
Также, на каждой игровой локации были спрятаны несколько секретных комнат, которые можно, а иногда и необходимо было найти. За их поиск разработчики щедро вознаграждали вас дополнительными аптечками, патронами или оружием. В конце каждой главы вас встречал босс, битва с которым была совсем непростой - это мог быть Ганс Гроссе с двумя тяжелыми пулеметами, доктор Шаббс, что все время бросался в главного героя шприцами с зомби-сывороткой или сам Адольф Гитлер в специальном механическом костюме. По завершению каждого эпизода игра показывала игроку определенный рейтинг, основанный на совокупном количестве набранных очков, поверженных врагов, найденных секретов и собранных драгоценностей.
В целом Wolfenstein 3D еще тогда в 1992 году стал настоящим родоначальником жанра шутеров от первого лица и на долгие годы принес успех и популярность небольшой в то время студии id Software. За это следует поблагодарить разработчикам - Кармак, Джону Ромеро, Адриану Кармак, Роберту Принсу и другим сотрудникам, приложившие свои силы для создания такой инновационной игры.
Если вы являетесь фанатом жанра, то мы советуем поиграть в родоначальника всех 3D шутеров - не проходите мимо игровую классику.