Sid Meier's Civilization
Легендарная игра, выпущенная в 1991 году американским издателем MicroProse. Игра была разработана под руководством Сида Майера, уже создавшем на тот момент множество успешных проектов - Silent Service, Pirates! и Railroad Tycoon. По всему миру было продано около 850 000 экземпляров игры. Помимо крупного коммерческого успеха и положительных отзывов критики, игра несет определенную педагогическую ценность. В 1995 году вышла в свет расширенная версия игры для нескольких игроков под названием „CivNet“. Еще позднее выходили многократные продолжения с похожим или новым сценарием.
Технические требования
Платформы - Amiga, Atari ST, MS-DOS, Apple Macintosh, SNES, Microsoft Windows, N-Gage
Жанр – глобальная стратегия
Игровой режим – для одного игрока.
Управление – клавиатура, мышь.
Минимальные системные требования - PC-XT, 640 KB RAM, EGA-видеокарта
Языки – английский, немецкий.
Наряду с традиционными системами могут задействоваться эмуляторы UAE для Amiga или DOSBox для Windows. Версия MS-DOS также запускается под Windows.
Своей начинкой игра в полной мере принадлежит жанру глобальной стратегии и по сегодняшний день ее является одной из самых значимых игр в компьютерном мире. В ней нам предстоит управлять развитием всей человеческой цивилизации на протяжении нескольких тысячелетий. Управление сводится к развитию таких сфер, как строительству городов, развитию промышленности, армии и науки. Структура управления основывается на принятии решений с различной степенью значимости для игрового мира. Все решения можно разделить на два уровня – глобальные и локальные. К первым относятся установление форм правления, налоговых норм, и определению приоритетных направлений развития науки. Локальные решения касаются разведывания новых земель, их заселения и покорения других народов. Управляя своей цивилизацией, игрокам предстоит вступать в контакт с иными народами, которыми управляет компьютер. С ними он может налаживать дипломатические отношения, которые оканчиваются либо объединениями, либо могут привести к войнам.
Геймплей
Игра в достаточной степени обладает вариативностью. Вначале игрокам нужно настроить величину земельных ресурсов и структуру игрового пространства. Выбирая континент поменьше, вероятнее всего, игроки будут единственной цивилизацией на нем. На больших континентах обязательно придется уживаться с другими народами. Такое взаимодействие может вести к обмену знаниями и кооперации, но и скрывает в себе опасность потенциально возможных войн. Структура игрового пространства влияет на продуктивность развития городов. Холодная и сухая планета бедна ресурсами, теплая и влажная - напротив, ресурсами богата. Решив, за какой народ играть (немцы, англичане, американцы, а также вымершие ацтеки), можно настроить количество цивилизаций – конкурентов. Наиболее высокий уровень сложности предполагает более принципиальных противников. На низком уровне сложности выиграть у компьютера можно почти всегда, уничтожив всех конкурентов, что на самом высоком уровне сложности вряд ли удастся. Все цивилизации в игре равнозначны.
Предусмотрено две категории двухмерных персонажей – мирные жители, отвечающие за развитие инфраструктуры городов, и военные, миссия которых заключается в участии в вооруженных конфликтах. Карта может вначале показаться сложной, но это чувство быстро проходит. И персонажи, и здания должны создаваться игроками. Полный выбор имеющихся для создания объектов появляется в игре не сразу. Здания выполняют разные функции. Например, городские стены служат защите, библиотеки и университеты - развитию науки, рынки и банки - повышению размера налоговых сборов, фабрики - повышению объема производства, зернохранилища - повышению численности населения, акведуки - повышению лимита на рост населения. Время, в которое переносятся игроки, соответствует 4000 году до н.э. Первые люди – примитивные воины, а первые здания – казармы. Чтобы получить возможность разнообразить виды зданий и категории людей, игрок должен развивать науку. Например, сначала игрок должен изобрести колесо, чтобы построить боевую колесницу, научиться обрабатывать бронзу, делать керамику.
Миссия
Цель игры заключается в порабощении других цивилизаций любым способом - силовым захватом или благодаря культурному и научному прорыву. Также победу можно заслужить строительством космического корабля, который успешно долетит до Альфа Центавры. Очевидно, что успешное развитие народа должно иметь приоритетом продвижение технического прогресса, а не укрепление боевой мощи. Достижения культуры, например строительство чудес света, может также внести вклад в скорейшую победу. Еще игрок может выиграть по сумме очков, которое выдает игра, когда заканчивается отведенное время.
Наряду с вышеописанными принципами существуют и другие взаимосвязанные возможности управления и установки. Главным образом игрок должен контролировать следующие параметры: формы правления, развитие городов и других строений, образование. Форма правления непосредственно влияет на благополучие городов и величину расходов на содержание людей. Например, первая из возможных форм правлений, деспотизм, ведет к низкому уровню жизни, а демократия - к высокому. Но при демократии тяжело вести войны, ведь армия обходится дороже, что вызывает недовольство народа. Если недовольство будет велико, оно может вылиться в революцию, что сделает невозможным поддержание существующего режима. Игрок может устанавливать дипломатические отношения с другими цивилизациями – мирные или военные. Конфликтов можно избежать, откупившись деньгами или предоставив свои знания. Деньги могут идти на поддержание науки или полностью принадлежать государству. Государство может в свою очередь направить часть налогов в народ, чтобы не терять его доверие к себе. При этом нужно учитывать, что налоги должны превышать расходы. Если их не оптимизировать и государственная казна оскудеет, некоторые здания будут отчуждены. Наряду с глобальными установками игра предлагает дополнительные настройки некоторых параметров. Рост населения, его удовлетворенность жизнью, продуктивность городов и вклад в науку зависят от построенных в городе зданий и ресурсов в окружающем мире. В зависимости от особенности расположения и качества инфраструктуры среда ведет к повышению рождаемости и производства.
Чудеса света
Чудеса света в игре могут быть построены только одним из народов. Их строительство требует средств и обеспечивает развитие города на долгий период. Наряду с классическими чудесами света античности к таковым относятся также строения позднего времени.
Строительство таких объектов может дать преимущество, недоступное более для других игроков. Но, «жизнь» таких объектов ограничена временем. Например, Китайская стена особым образом воздействует на людей, заставляя жить их в мире с игроком. Но этот мир заканчивается с изобретением пороха. Строительство Большой библиотеки приведет к тому, что все новые, сделанные двумя другими цивилизациями открытия, сразу появляются в ней. «Жизнь» таких изобретений заканчивается со строительством университета. Строительство Колизея повысит доверие народа. Плотина Гувера в игре также считается одним из чудес. Ее строительство вызовет удвоение производства во всех городах континента.
Игра также предлагает небольшую энциклопедию под названием „Civilopedia“, где собрана информация обо всех людях, зданиях, научных открытиях. Также в ней описаны важнейшие достижения человечества в хронологической последовательности. В свое время критика очень высоко оценила данное творение программистов, акцентировав внимание на образовательной ценности игры и ее структуре.
Читайте еще: